История двухсотлетней давности встает перед нами как отправная точка создания лучших отечественных пород лошадей, ставших не просто достоянием нации, но и поставивших Россию в ряд ведущих коневодческих стран Европы. Имя графа Орлова-Чесменского, сыгравшего в эпоху Екатерины II выдающуюся роль в делах военных и государственных, тесно увязано и с подъемом в стране этой важной отрасли хозяйства. Усилия Алексея Орлова по выведению пород упряжных и верховых лошадей дали поистине феноменальные результаты. Триумфальное шествие по стране и за ее пределами орловского рысака, его неоценимая роль в подъеме качества конского поголовья России широко известны. Существенно отличной была судьба второго детища графа - орловской верховой породы.

Собрав в Хреновском конном заводе Воронежской губернии отличных лошадей ряда европейских и азиатских верховых пород, Орлов мог достаточно объективно оценить их положительные стороны и отдельные недостатки. Убедившись в том, что ни одна из завезенных пород не может в полной мере удовлетворить его требованиям к верховой кавалерийской лошади, пригодной и для боев и для парадов, граф пошел по пути сложных многопородных скрещиваний в поисках модели, соответствующей его представлению об идеальной верховой лошади. Безусловно, почти неограниченные материальные возможности позволили Орлову воплощать в реальности свои замыслы, но не только это обеспечило в итоге настоящий успех работы. Создание четкой и глубоко продуманной системы племенной работы и технологии коннозаводства, неукоснительно исполнявшихся на протяжении десятилетий, стали главным фактором формирования новой породы.

Белоснежный арабский жеребец Сметанка и бурый жеребец Султан восточного (вполне вероятно, туркменского) происхождения стали основными родоначальниками орловских верховых лошадей. С материнской стороны наибольшую роль сыграли кобылы чистокровной верховой (английской) породы, липицианские, мекленбургские, арабские кобылы и дочери датского жеребца Красавца. Из многочисленных вариантов скрещиваний этих лошадей Орлов и его сподвижники сумели выделить наиболее результативные, закрепляя их в дальнейших сочетаниях. Строгий отбор по результатам испытаний в манежной и полевой езде обеспечивал быстрое совершенствование породы.

Уже в первые годы XIX столетия орловская верховая порода была сформирована и достаточно консолидирована по основным своим качествам. Гравюры того времени показывают нам очень гармоничных, даже изысканных по своим формам лошадей, обладающих при этом очень правильным экстерьером. Орлов никогда не гнался за ростом в ущерб каким-либо другим качествам, его лошади не были великанами, но обладали отменными движениями, были добронравны, отдатливы в езде, темпераментны и выносливы.

Тремя десятилетиями позже Орлова начал создавать свою породу верховых лошадей и граф Ростопчин. Его скрещивания по своей схеме были несколько проще, здесь в основном использовались арабские жеребцы и кобылы чистокровной верховой (английской) породы. Преимущественная подготовка и испытания лошадей в скачках сделали ростопчинских лошадей резвыми и выносливыми. В плане же достоинств экстерьера они несколько уступали орловским.

В середине прошлого столетия оба конных завода были куплены у наследников Орлова и Ростопчина в государственную собственность, и лошади двух верховых пород стали разводиться в Хреновском конном заводе. Вначале породы велись раздельно, но затем, учитывая близость этих лошадей по многим качествам и по назначению, были постепенно объединены в одну породу, получившую название орлово-ростопчинской.

Эта отечественная порода верховых лошадей испытала на себе и величие громкой славы и почти полное исчезновение и забвение. Уже на рубеже ХIХ-ХХ веков орлово-ростопчинские лошади, не раз признававшиеся на всемирных конских выставках лучшими верховыми лошадьми и становившиеся обладателями золотых медалей, в России в результате непоследовательной политики в области государственного коннозаводства стали приходить в упадок. Лишь энергичные меры, принятые под давлением коневодческой общественности, позволили в те годы уберечь породу. Уберечь для тяжелейших в ее истории испытаний военных лет первой мировой войны и особенно последовавшей за ней гражданской. Чуть ли не все поголовье орлово-ростопчинцев погибло в горниле этих войн. Первые годы нового советского режима тоже не стали временем возрождения породы. Лишь с начала тридцатых годов в конных заводах Украины, Лимаревском, а затем Дубровском, была начата работа по восстановлению породы, переименованной в эти годы в русскую верховую.

Уже среди первых лошадей, полученных в этих заводах, выделились отличные по типу и экстерьеру жеребцы и кобылы. Экспонирование их на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке вызвало восторг многочисленных посетителей павильона "Коневодство" и специалистов. Однако новая война, быстрый захват немецкими войсками территории Украины - и вновь практически полное исчезновение почти восстановленной породы русских верховых лошадей. Лишь единичные представители ее, находившиеся летом 1941 года на выставке в Москве, сохранились и позволили начать новый этап сложной работы по восстановлению породы.

В тяжелейших условиях военного времени, в суровой климатической зоне Северного Урала в Красногвардейском конном заводе Свердловской области был начат этот почти безнадежный процесс. Невероятными усилиями энтузиастов, которыми руководил директор Северо-Уральского треста конных заводов Андрей Андреевич Соколов, в короткий срок удалось собрать в конном заводе необходимое по породности и типу поголовье лошадей производящего состава. Кроме лучших представителей породы - жеребцов Букета и Браслета и нескольких чистопородных кобыл - в этот состав были включены лошади, ранее отправленные из конных заводов Украины в Казахстан, полученные от них помеси, а также близкие по качествам лошади чистокровной верховой, арабской и ахалтекинской пород.

Упорный труд коллектива завода принес ожидавшиеся результаты. Русские верховые лошади вновь обрели свое место в нашем коннозаводстве и стали распространяться в качестве улучшателей в ряде зон страны.

Но злой рок не оставил надежд на расцвет породы: безосновательное решение руководства коневодческих органов страны о переводе поголовья лошадей Красногвардейского конного завода в Курсавский конный завод Ставропольского края оказалось губительным для русских верховых. Не продержавшись и двух лет на Ставрополье, где этим лошадям не уделялось серьезного внимания, русские верховые лошади были отправлены в Лабинский конный завод Краснодарского края, который почти сразу после приема этого поголовья был переориентирован в породном направлении на разведение лошадей чистокровной верховой породы.

Русские верховые лошади, включая лучших жеребцов, были в кратчайший срок распроданы по хозяйствам края, где вскоре бесследно исчезли. Очевидно, на этом можно было бы поставить точку в сложной истории одной из лучших, самобытных отечественных пород лошадей. Лишь на сохранившихся полотнах и листах гравюр известных русских художников можем мы видеть удивительных по своим формам орлово-ростопчинцев, лишь страницы иппологической литературы называют нам имена лучших представителей породы - любимца Орлова жеребца Свирепого, изысканного и темпераментного Глазунчика, неповторимого по совершенству экстерьера Ашонка, великолепного Яшму, давшего лучшее в породе потомство, победителей и призеров крупнейших мировых конских выставок Франта, Факела, Яшмы, Приятного, Приятеля, Гранитика, Баянчика и ряда других.

Но след породы все же оставался. В Запорожском конном заводе в пятидесятые годы была предпринята непродолжительная и, к сожалению, малорезультативная работа с использованием русского верхового жеребца Глобуса. Часть лошадей Лабинского завода попала на Украину. Наиболее значимым для разведения оказалось потомство выдающегося русского жеребца Букета, полученного от него в начале пятидесятых годов на матках тракененской породы в конном заводе им. С. М. Кирова в Ростовской области. Среди этих лошадей лучшим был вороной жеребец Беспечный, сыгравший ведущую роль в закладке и развитии украинской верховой породы лошадей. Небольшое число помесей русских верховых оставалось и на Урале. Возможно ли было на основе этого немногочисленного и не вполне однородного материала вновь предпринять попытку восстановления породы? Ответ был однозначным - невозможно.

И тем не менее отказаться от такой попытки, предать забвению лучшую верховую породу России было нельзя. Запросы развивающегося в стране конного спорта, а также высокий спрос на лошадей спортивного типа со стороны зарубежных спортсменов диктовали необходимость создания такой породы, породы узко специализированной в спортивном направлении. И лучшей моделью для этого могла быть только русская верховая лошадь. Воссоздать породу, сохранив ее внешний облик и придав ей более выраженные спортивные качества, повысив одновременно с этим рост лошадей, было делом далеко не простым. Выполнение этой работы в хозяйственных условиях, когда окупаемость отрасли являлась непременным требованием, жестко ограничивало возможности эксперимента и практически исключало право на ошибку.

В формировании производящего состава, соответствующего решению поставленной задачи, также были серьезные трудности. Большая часть лошадей, имевших кровь русской верховой породы, была сосредоточена в конных заводах Украины, и их получение требовало не только достаточных денежных средств, но и преодоления явного нежелания республиканского руководства коннозаводством с этими лошадьми расставаться. Тем не менее более десяти кобыл и пять жеребцов с русской кровью поступили на комплектование производящего состава Старожиловского конного завода. Этот завод, расположенный в одноименном районе Рязанской области, был определен базовым хозяйством для воссоздания русской верховой породы по ряду причин. Основной из них было то, что большинство лошадей тракененской породы, разводившиеся в хозяйстве до 1976 года было переведено в Калининградский конный завод, а оставшееся поголовье уже не представляло собой достаточный контингент для эффективной работы завода.

Cреди тракененских кобыл Старожиловского конного завода удалось выбрать несколько маток, в значительной мере соответствовавших задачам скрещивания, планировавшегося в плане воссоздания породы. В производящий состав были включены также кобылы и жеребцы чистокровной верховой (английской), арабской и ахалтекинской пород, то есть тех, которые в свое время были использованы Орловым и Ростопчиным при создании их верховых пород. Кроме них использовались и специально отобранные по типу кобылы орловской рысистой породы как генетически близкие к орловским верховым лошадям.

План работы по воссозданию породы, разработанный сотрудниками кафедры коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, на которую было возложено научно-методическое руководство всем процессом, предусматривал проведение достаточно сложной схемы межпородных скрещиваний. Основными направлениями этих скрещиваний были: сочетания между собой лошадей, имевших кровность по русской верховой породе, и сложное воспроизводительное скрещивание лошадей исходных пород по планам, близким к применявшимся в работе графа Орлова. Постепенное слияние двух этих основных направлений должно было обеспечить консолидацию типа и главных породных качеств и создать цельную генеалогическую структуру возрождаемой породы.

Двадцатилетний период работы Старожиловского конного завода и ряда позднее сформированных дочерних племенных ферм и хозяйств, включившихся в процесс воссоздания породы, принес положительные результаты. Было создано племенное ядро лошадей - около двухсот кобыл, по своим характеристикам отвечающих модельным требованиям породы. Комиссия Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской федерации, ознакомившись с результатами работы, пришла к выводу о включении русской верховой породы в число селекционных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации. Соответствующие нормативные акты закрепили создание породы и поставили ее в ряд лучших отечественных конских пород.

Основная задача формирования породы заключалась в развитии и закреплении в ней специфических и достаточно отчетливых качеств, необходимых для успешного использования лошадей в соревнованиях по классическим видам конного спорта и, в первую очередь, по выездке (дрессуре). Достижение этой цели требовало не только использования в разведении лошадей, показавших высокие результаты в спорте, но и применения полномасштабной и адекватной этим требованиям системы тренинга и испытаний молодняка завода. В практике коннозаводства нашей страны такой системный подход к селекции по спортивным качествам был осуществлен впервые.

Всех жеребчиков и кобылок начинали тренировать в возрасте полутора лет и через шесть месяцев их испытывали по качеству движений на основных естественных аллюрах (шаг, рысь и галоп) и по качеству прыжков. При этом двигательные свойства лошадей определялись при работе под всадником, а прыжковые - у свободно двигающейся лошади в специальном коридоре (шпринггартене). Комплексная оценка результатов этих испытаний учитывалась в селекции наряду с показателями промеров, типа сложения, правильности экстерьера и даже особенностями масти. В воссоздаваемой породе предпочтение отдавалось лошадям вороной масти, допускались лошади темно-гнедые и, как исключение, гнедые.

Одновременная селекция по ряду необходимых для лошадей русской верховой породы признаков серьезно затрудняла работу. Методом решения этой проблемы стало определение приоритетности отдельных селекционируемых качеств по периодам работы, что давало возможность доводить их до требуемого уровня и в дальнейшем его поддерживать. В первую очередь, было обращено внимание на выраженность у лошадей разводимой популяции признаков желательного типа русской верховой породы и закрепление темных мастей. В дальнейшем акценты были перенесены на увеличение калибра (основных промеров) и развитие спортивных способностей. В настоящее время идет работа по совершенствованию типа сложения и строения экстерьерных статей лошадей при безусловном сохранении и даже некотором повышении оценок по признакам, селекционировавшимся ранее.

В сформированной породе складывается генеалогическая структура, состоящая из мужских линий и маточных семейств. Среди первых ведущую роль играют жеребцы, восходящие по мужской линии к знаменитому Букету. Перспективны и линии, ведущие начало от чистокровных верховых жеребцов Гуниба и Дабана. Среди девяти сложившихся в породе маточных семейств особое значение имеют предствители семейств Грусти, Инспекции, Беспеки. Закрепление типичных особенностей лошадей этих родственных групп с использованием умеренного инбридинга создает в породе необходимую дифференциацию и позволяет прогнозировать результаты племенных подборов. Наряду с разведением русских верховых лошадей в чистоте продолжается и дозированное прилитие крови с использованием специально отобранных жеребцов чистокровной верховой, арабской и ахалтекинской пород. Такое прилитие создает условия для корректировки отдельных качеств лошадей молодой породы и позволяет не замыкаться в кругу ограниченного числа родоначальников.