Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный», распространена также транскрипция «Имо») — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот — отличительные особенности этого стиля. Тексты песен носят личный характер — о переживаниях автора, а в некоторых случаях о политике .
В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на: эмо, эмокор, сан-диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо.
Субкультура поклонников эмо носит название эмо-киды.
Основные черты эмо-стиля
Имидж эмо
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким, прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики.
Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице).
И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на бледном лице. Ногти покрывают чёрным лаком. Такой макияж делается в основном для посещения концертов и сэйшенов.
Типичные прозвища для эмо в интернете очень острые, типа x_broken_heart_x, xlonelyxstarx и т. п. Добавление «х» к словам ника означает приверженность straight edge, распространённую среди эмо-кидов наряду с веганизмом.
Одежда
Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие цвета считается допустимым.
Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов и BMX-еров.
Характерная для эмо обувь — кеды (конверс или скейтерские кеды), а также флипы, слипы, вэнсы с узором в шашечку.
Наиболее типичная одежда:
Узкая, обтягивающая футболка.
Узкие джинсы чёрного или пепельного-синего цвета, возможно с дырками или заплатками.
Чёрный или розовый ремень с заклёпками, провисающими цепями и большой бляхой с символикой.
Кеды с яркими или чёрными шнурками.
У девушек встречаются длинные платья, обычно чёрного цвета. Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках. Реже встречается одежда унисекс.
Атрибутика
Для эмо характерны следующие атрибуты:
Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками.
Значки, прицепленные к одежде и, иногда, к обуви.
Очки в широкой яркой или чёрной оправе.
Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами).
Крупные бусы ярких цветов на шее.
Символика
Розовое сердце, часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья.
Череп с костями.
Розовый (или чёрный) пистолет или скрещённые пистолеты с надписью «bang-bang» (звук выстрела).
Чёрная пятиконечная звезда на розовом фоне.
Характерные жесты
Наклонить голову, чтобы свисала чёлка, и приставить к виску два пальца на манер пистолета.
Сложить руки вместе в виде сердца.
Мировоззрение
Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение.
Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, так же, как и индивидуальность, не забываются, а ценятся.
С другой стороны, ощущая сложность окружающего мира и испытывая нехватку любви и понимания, представитель эмо-культуры выражает боль, которую испытывает каждый. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.
Эмоциональность эмо-кидов так значительна благодаря частым проявлениям крайностей: горя и счастья, грусти и радости. Именно эта особенность выделяет эмо на фоне других субкультур, как правило, отражающих не более одного крайнего настроения.
Одни считают эмо разновидностью пост-панка, другие смесью готики и гламура. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного взгляд на мир, преимущественная интровертность, акцент на внутренних переживаниях. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Тру эмо (от англ. true — правда, настоящее) отличает sXe, то есть здоровый образ жизни: отказ от сигарет, наркотиков, алкоголя и беспорядочных половых связей, а иногда и вегетарианство.
Проблема популяризации
В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. true — правда, настоящее), а тех, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке — называют «позёрами» (англ. poseur — позёр, подражатель). Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позёров» и отрезают им чёлки — характерную черту внешнего вида эмо-кидов.
Словарь эмо
Тру эмо (англ. True emo) — настоящий, идеальный эмо-кид. На практике таковых не существует, так как имеют место быть позитивные, суицидальные, депрессивные и прочие разновидности мировоззрения эмо.
Скрим (англ. Scream) — пронзительный вопль, эмоциональный крик. Характерный стиль исполнения, присущий вокалу музыкальных групп в жанрах эмо и скримо.
sXe — сокращение от «straight edge», пропаганда здорового образа жизни.
Bang-Bang — изображение звука выстрела пистолета, принятое в англ. языке. Одна из любимых фраз эмо-кидов.
Флипы — тряпичные тапочки в ромбик.
Слипы (слип-оны) — обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кедов.
Снэпы — браслеты на руках из резинок и проводов.
Тоннели — круглые большие дырки в ушах, а также серьги, вставленные в них, пустые внутри.
Плаги — серьги без дырок, вставленные в тоннели.
Го́ты —
представители готической музыкальной субкультуры (Гот-субкультуры), зародившейся в конце 70-х годов 20-ого века на волне пост-панка. Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик-року и дэт-року (а также посещение концертов групп этих стилей), мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы, кожаная одежда и атрибутика и т. д.)
Имидж го́тов
Ранние готы выглядели также как панки, с тем лишь отличием, что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя «готский ирокез» был обычно черным и намного шире чем панковский (выбрит только по сторонам). Они также обычно носили много сетки (чаще всего мужчины на руках) и имели оригинальный стиль мэйк-апа, с очень белыми лицами и большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны.
Первоначально у мужчин волосы были довольно короткие и начесанные, но ближе к концу 80-х длинные черные волосы стали более предпочитаемы, и теперь чаще можно увидеть длинные ниспадающие чем сбритые по сторонам и торчащие кверху. Мэйк-ап остался частью имиджа, но одежда разнообразилась, так теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или раннего 19-го веков, другие носят винил, кожу и сетку. (Мятый бархат наверное станет еще одним фаворитом). А некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя красный, синий или пурпурный еще появляются. Характерными материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа и сетка.
Атрибутика готов
Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую символику.
Распространено мнение, что основным символом гот-субкультуры является «Анх» (Анкх). Вошел в субкультуру после выхода на экраны «вампирского» фильма «Голод» (с Дэвидом Боуи). Также часто употребляются и другие египетские символы — такие как «Глаз Ра». На самом деле, готы не придерживаются каких-либо определенных знаков и символов. Превалирует лишь желание выглядеть красивее, необычнее, отсюда и увлечение всякого рода «мрачной» символикой.
Христианская символика также используется, по большей части в виде стилизованных распятий. Кельтская символика встречается в виде кельтских крестов и различных кельтских орнаментов.
Достаточно широко представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), восьмиконечные звезды. Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и т. д.
Готическая музыка
См. подробнее: Пост-панк, Готик-рок, Готик-метал, Готабилли
Влияние на готичесскую субкультуру начались еще очень давно, со времен Bowie, Doors и Velvet Underground, но расцвет панка в середине/конце 70х сделал существенную основу для готов, и в музыке и в имидже.
Вслед за панком и конце 70х и ранних 80х начало возникать огромное число новых и переосмысленных музыкальных стилей, и около 1978-9 стал появляться стиль, который пресса в конце 1979 стала называть «готикой».
Создателями этого музыкального стиля (которые вдохновлялись такими исполнителями как Velvet Underground и Bowie) в основном были Joy Division, Siouxsie and the Banshees, Bauhaus и UK Decay.
Первый альбом Banshees («The Scream», Ноябрь 1978) и первый альбом Joy Division («Unknown Pleasures», Июнь 1979) во многом стали образцом для готов, с заметным отсутствием громких панковских гитар и акцентом на ритм секцию вместо этого, вместе с резким пустым звучанием.
Однако первая группа, которая не может быть хорошо классифицирована как что-то кроме готической, была Bauhaus, которая выпустила свой первый сингл «Bela Lugosi’s Dead»в сентябре 1979. The Banshees может быть сочтена за панк, The Cure за New Wave, Joy Division за post-punk, но Bauhaus была явно готической в музыке, имидже, лирике, арте и стиле с самого первого их сингла. Во многом они были архетипом готической группы. Примерно в то же время, когда образовались Bauhaus, UK Decay отказались от своих панковских корней и стали разрабатывать свое независимое «готическое» звучание. Хотя они небыли столь популярны как Bauhaus, Joy Division или the Banshees, UK Decay были намного ближе «второй волне» готических групп и оказали заметное влияние на них.
В 1980/81 стала появляться новая волна готических групп — Danse Society, Play Dead, The Sisters of Mercy — а Cure отказались от своего New Wave звучания и создали свой уникальный «готический» саунд. В феврале 1981 Abbo из UK Decay обозначил новое музыкальное движение «готика», но прошел еще один год или около того перед тем как движение действительно образовалось.
Важный период развития готического движения в полностью сформировавшуюся субкультуру был с середины 1982 до середины 1983, в котором следует особо отметить октябрь 1982, когда новое движение внезапно получило большое внимание со стороны средств массовой информации.
В июле 1982 открылся клуб Batcave. Сначала он рассчитывался как клуб для людей которым приелась коммерческая направленность New Romantic и они хотели что-то нового и более темного. В первое время там игрались глэм и электронная музыка, но некоторые ранние готические группы также играли там, и плэйлист постепенно стал более готическим.
Так Batcave стал главным местом сбора образовавшейся сцены в Лондоне и также привелек много внимания со стороны средств массовой информации, которые в свою очередь распустили идею о новой субкультуре по стране. С расцветом Batcave по всей стране открылись похожие клубы, и сам Batcave стал «устраивать туры», давая готам вне Лондона возможность где-то собираться.
Таким образом, несмотря на малую роль в музыке (не считая Alien Sex Fiend и Specimen), Batcave оказал основной толчок на готический имидж и популярность. Также он добавил большое количество «глэма» и внимания со стороны media образовавшейся субкультуре. Далее, в октябре 1982 Bauhaus выпустили «Ziggy Stardust», который стал большим хитом (#15 в UK чартах) и поставил их на Top Of The Pops (место самых популярных) и на лицевую обложку Smash Hits (Октябрь 1982)
Новая волна готических групп также стала получать серьезное внимание со стороны media, с попаданием Southern Death Cult на лицевую обложку NME (Октябрь 1982) и Sex Gang Children на лицевую обложку Noise! (также Октябрь 1982).
После этого две статьи в начале 1983 сфокусировались на том, что явно было отдельным движение. В феврале 1983 Richard North из NME обозначи их как Positive Punk Месяцем позже Mick Mercer написал похожую статью о новых группах в Melody Maker (хотя его выбор групп, как Danse Society, был намного более подходящим)
Тем временем, движение получило имя — слово «готика» ходило вокруг, и это название было прикреплено образовавшейся сцене двумя наиболее важными группами в нем: Andi, лидирующий вокалист из Sex Gang Children, был назван «Граф Визигот» а его фэны «готы» Яном Астбэри (Ian Astbury) из Southern Death Cult. Dave Dorrell из NME затем слышал как они используют этот термин и он стал применяться журналистами.
В октябре 1983 Tom Vague ссылался на «Орды Готов» в журнале Zig Zag, с этого времени и название и субкультура надежно закрепились.
Готические фильмы
Сразу следует подчеркнуть, что такого понятия, как «готический фильм» в кинематографе официально никто не вводил. Фильмы, представленные в списке ниже, относятся к жанру Ужасов, и они оказали влияние лишь на звучание и атмосферу песен гот-рок групп, и никакого мировоззрения и идеологии в гот-музыку не привносили.
Голод (Hunger, реж. Тони Скотт)
Эдвард — руки-ножницы (Edward Scissorhands, реж. Тим Бёртон)
Ворон (The Crow)
Интервью с вампиром
Королева проклятых (Queen Of The Damned)
Кошмар перед Рождеством (The Nightmare Before Chrismas, реж. Тим Бёртон)
Панк, панки, панк-рокеры
(от англ. punk — гнильё, чепуха) — молодёжная музыкальная субкультура, возникшая во второй половине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерными особенностями которой являются любовь к энергичной и нарочито примитивной рок-музыке (панк-року), критическое отношение к обществу и правительству. Популярная американская группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле "панк-рок". Первой британской панк-группой признаны Sex Pistols.
Внешний вид панков
Причёска панка — ирокез (mohawk)
Многие панки, как правило, отличаются пёстрым эпатажным имиджем.
Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком или гелем, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска "ирокез". Популяризировала её Нью-Йоркская группа Plasmatics.
Упоминания в искусстве
Сид и Нэнси
В Battle Angel действие происходит в городе, заселённом панками и киборгами.
Прошу, убей меня
Родственные субкультуры
Скинхеды - молодежная субкультура шестидесятых годов, получившая «второе рождение» во времена панка . Музыка традиционных скинхедов - Ска, Oi!, Рокстеди и Регги.
Моды - предшественники и современники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов - Ска, Соул.
Rude boys - ямайская молодежь, предшественники и современники панков и традиционных скинхедов. Оказали влияние на внешний вид и музыкальные пристрастия тех и других. Музыка рудбойз - Ска и Рокстеди.
Straight edge'ры - субкультура, порождённая ранней американской панк/хардкор-сценой начала 80-х, характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя и табака, а также от беспорядочных половых связей.
Готы - близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-«ирокезы», но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на чёрный гуталин.
Неформалы — общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодежи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды («люберы» и т. д.).
Первоначально, слово «неформал» носило ярко выраженную негативную, презрительную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
Образ жизни
Представители «Системы» вели подчеркнуто асоциальный образ жизни, обязательными элементами которого являлись:
-сейшены (от англ. session) — «квартирные» или подпольные концерты
Джем-сейшн (англ. Jam session) — совместная музыкальная сессия, музыкальное действо, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения.
Обычно происходит при встрече на гастролях нескольких музыкальных коллективов, когда после концертов все музыканты собираются вместе поиграть и поимпровизировать в свободном стиле. Таким путём музыканты знакомятся друг с другом, как профессионалы, демонстрируя своё мастерство.
Слово джем может быть боле свободно использовано для обозначения любой вдохновлённой или импровизированной части музыкального исполнения, особенно в рок или джаз-музыке. Джем-сейшены обычно исполняются для удовольствия самих исполнителей, а не для публичного выступления.
Джем-сейшены часто используются для создания нового материала, нахождения подходящей аранжировки, или просто для собрания и совместной практики. Джем-сейшены могут быть основаны на уже существующих песнях и формах, согласованной последовательности аккордов или партитуре, предложенными одним из участников, или могут быть полностью импровизированными. Джем-сейшены могут варьироваться от очень свободных собраний любителей до искушённых импровизированных сессий звукозаписи, предназначенных для публичного выпуска.
-Сквотирование или сквоттинг (англ. Squatting) — акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания лицами (сквоттерами), не являющимися его собственниками или арендаторами, а также не имеющими иных разрешения на его использование.
Сквот (англ. squat) — нелегально занятое помещение.
Сквоттеры часто требуют прав на места, которые они заняли, на основании факта занятия, а не собственности; в этом смысле сквоттинг похож (и является потенциально необходимым условием для этого) на «негативное» или «враждебное» владение (adverse possession), благодаря которому фактический обладатель недвижимости может в конечном счёте получить юридическое оформление собственности на эту недвижимость.
Метали́сты (металли́сты или металхэ́ды или металлеры) — это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1980-е годы. Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжёлой музыке и симпатии первых к мотоциклам (как к символу свободы).
Типичную моду среди многих металлистов можно описать так:
Длинные волосы у мужчин
Кожаная куртка «косуха», кожаный жилет.
Джинсы или кожаные штаны (у девушек — кожаные мини-юбки).
Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металической группы.
Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами, шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах.
Нашивки - Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых метал-групп
Грубая обувь — «камелоты», «гриндерсы», армейские берцы, обычные ботинки, девушки иногда носят сапоги. Короткие сапоги с цепями — «казаки». Кроссовки. Туфли (как правило, остроносые, "готические" штиблеты).
Однако одежда не является основным атрибутом представителей данной субкультуры.
Ввёл подобную форму одежды английский металист певец Роб Хэлфорд, который в конце 1978 года на концертах своей группы Judas Priest стал одеваться в кожаную одежду с металическими украшениями.
В последнее время всё чаще в одежду металистов стал проникать разнообразный армейский камуфляж. Особенно любимы такие вещи как камуфляжные армейские штаны и шорты, которые носятся вместе с чёрной футболкой, имеющей логотип одной из металических команд. Но не стоит путать металистов с риветами, поскольку камуфляж является основным элементом одежды многих индустриальщиков.
Субкультуру металистов, не смотря на бытующее мнение, не следует считать деструктивной, так как причиной объединения её представителей является именно увлечение тяжёлой музыкой, которая (за исключением некоторых групп) учит человека основополагающим моральным ценностям. Агрессия же в текстах в большинстве случаев является лишь метафорой, а для некоторых групп (Kreator, Metallica, Anthrax и др.) – способом обратить внимание на "язвы" современного общества: на войны, терроризм и т.д. А отечественные команды – такие, как Ария, Мастер, Catharsis или Чёрный Кофе, в своём творчестве затрагивают тематику борьбы добра со злом и проблему богоискательства.
В большинстве своём металисты достаточно интеллигентные и неконфликтные люди. Те стереотипы, что представители данной субкультуры являются потенциальными преступниками или психически нездоровыми, неоправданы.
Жест
Характерный жест металлистов, известный в России как «коза» — вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленной стороной ладони вперёд. Аналогичный жест (Karana mudra) принят в буддийской традиции. Популяризован Ронни Джеймсом Дио, который утверждал, что этому жесту его научила бабушка. Трактуется и как старинный жест для того, чтобы отогнать злых духов, и как сатанинский жест (рога Сатаны), и как современное обозначение буквы «u» (аналогично «жесту Черчилля», — рука собрана в кулак, разжаты только средний и указательный палец, — обозначающему букву «V») — сокращение от «unity», то есть «единство» — приветствие «брата по крови» своего. Со временем жест стал использоваться и другими музыкальными субкультурами.
Фо́лкеры (англ. folkers) — субкультура любителей музыки в стиле фолк, фолк-рок и фолк-метал.
Имидж
В гардеробе фолкеров часто присутствуют элементы народного костюма: вышивка, всевозможные шнуровки, отделка кружевом, украшения из дерева, кожи, бисера или металлов, стилизованных «под старину», хайратники (налобные повязки) и т. д.
Мировоззрение
В целом, мировоззрение фолкеров можно определить как своего рода «эскапизм». Но поскольку субкультура поклонников фолк-музыки весьма неоднородна, то говорить о каком-либо целостном мировоззрении или идеологии сложно. Фактически, к «фолкерам» можно отнести и «ролевиков», и «кельтоманов», и «нео-хиппи», и «реконструкторов»... Всех их объединяет увлечение музыкальными традициями разных народов — от древних кельтов до современных перуанцев.
Для фолкеров характерно смешение фольклорных мотивов с образами, заимствованными из фэнтези-литературы и эзотерических традиций.
Группы, особенно популярные среди фолкеров
Фолк, нео-фолк, фолк-рок:
Blackmore's Night
Garmarna
Мельница
Тролль Гнёт Ель
The Dartz
Фолк-металл:
Korpiklaani
Schandmaul
In Extremo
Tanzwut
Finntroll