Плохое послушание собаки, т.е: не гарантированное, от случая к случаю выполнение команд, не быстрое или не совсем правильное (например, не законченное) их выполнение может происходить в нескольких случаях: она не выдрессирована, навык утратил свои свойства в результате отсутствия тренировки, иерархические взаимоотношения собаки и человека некорректны, собака больна, внешние условия слишком неадекватны или владелец научил собаку не подчиняться.

Чтобы представить себе,что значит отдрессировать собаку, вспомните себя подростком, впервые переступившим порог школы карате или художественной гимнастики. Это я к тому, что можно прочитать книгу о стиле аиста или змеи или об упражнениях на бревне и приобрести знания (информацию, представление о чем-либо). Но при этом вы будете совершенно неспособны адекватно воспроизвести какие-либо действия. И вас это не удивляет. Вы прекрасно понимаете, что нужно эти действия тренировать, т.е. многократно повторять, каждый раз исправляя ошибки. Через полгода постоянных тренировок под руководством человека, который акцентирует ваше внимание на неправильном и подчеркивает правильное, вы худобедно научитесь воспроизводить базовые движения. Вы приобретете умения. То есть ваши действия будут уступать действиям спортсмена, имеющего черный пояс, правильностью, быстротой, эффективностью, силой и, наконец, красотой. Именно этим отличается умение от навыка. Для того, чтобы ваши действия приобрели свойства навыка, нужно продолжать их тренировать. Другого пути нет. В отношении человека это понятно. Но почему в отношении собак мы считаем, что они рождаются с понятием о содержании таких слов как "Фу!" и "Ко мне!"? Почему мы считаем, что для выработки навыка у собаки достаточно 2-3 занятий? Чтобы стать спортсменом и выступать со своей собакой на соревнованиях (т.е. выработать у собаки соответствующие навыки), необходимо к сроку освоения базового курса дрессировки (а это 3-4 месяца) прибавить еще минимум год. Так что, прежде чем требовать от, собаки безоговорочного послушания, ее надо этому научить т.е. отдрессировать в полном смысле этого слова. Обратитесь к Методу 12 (просто дрессировка), там сказано, что вам нужно сделать, если ваша собака не отдрессирована.

Но если вы бьете себя в грудь и утверждаете, что дрессировали собаку столько, сколько нужно, то оцените еще одну сторону своего дрессировочного процесса: Дело в том, что дезавтоматизация навыка может происходить еще и потому, что при его выработке допускались широкие границы. Например, при отработке движения по команде "Рядом!" вы время от времени разрешали собаке тянуть, останавливаться, принюхиваясь, отходить в стороны, отставать или забегать вперед. Признайтесь самому себе, ведь это случалось? В связи с этим у собаки сложился довольно размытый образ навыка. И поэтому она сегодня выполняет действие так, а завтра эдак. В этом случаевам необходимо четко представить себе образ поведения собаки по той или иной команде, взять собаку на поводок и тренировать навыки именно так, как вы этого хотите. При этом любое несоответствие вашему представлению должно жестко пресекаться. Сколько вам придется тренировать собаку на поводке, заеисит от ее еозраста, опыта, вашего упрямстеа и последоеательности. Но не торопитесь отстегивать поводок.

Ну, хорошо, положим, вы на самом деле отходили положенный срок на дрессировочную площадку и даже сдали испытания. Но продолжим дальше аналогию со спортивными навыками. Как известно, если спортсмен перестает тренироваться, его навыки-утрачиваются. Точно так же происходит и с навыками у собаки. А тренироваться это значит моделировать различные ситуации и использовать отрицательное и положительное подкрепление. Возьмите себе за правило одну прогулку в неделю посвящать тренировке тех навыков, которыми вы постоянно пользуетесь.

Если собака плохо слушается в результате плохого самочувствия, это обсуждению не подлежит. Она, безусловно, имеет на это право. Если это, так, то по выздоровлении ее послушание должно улучшиться. Послушание ухудшается у сук в состоянии эструса и у кобелей, если в округе появляются течные суки.

Но даже если вышесказанное не относится к вам и квашей собаке, ваша собака не будет слушаться вас, если она не считает вас-доминантным по отношению к себе. И будет слушаться от случая к случаю только тогда, когда будет считать это целесообразным, если относится к вам как к равному себе по иерархическому статусу. Я подчеркиваю, что нужно посмотреть на ваши, взаимоотношения именно, глазами собаки. Владельцы очень часто льстят себе и ошибаются. Возможно вам следует откорректировать иерархические взаимоотношения, поэтому еще раз перечитайте посвященные им главы.

Но и это еще не все. Часто собака плохо слушается в связи с тем, что, владелец научил ее безразлично относиться к командам. Это происходит в результате того, что владелец не подкрепляет ни положительно, ни отрицательно подаваемые команды. Например, не наученная или недоученная собака отпускается гулять без поводка. Когда возникает необходимость подозвать собаку, владелец самоотверженно и самозабвенно от 3 до 10 раз подает команду и, в лучшем случае, сам идет к собаке. Команда перестает быть сигналом каких-либо последствий для собаки (как положительных, так и отрицательных) и не несет сколько-нибудь важной информации - она становится безразличной для сОбаки, по сути дела, происходит негативное научение - привыкание. А в лабораторных условиях были поставлены по этому поводу очень любопытные опыты. Оказалось, что если к какому-то раздражителю выработать привыкание - сделать его безразличным для собаки, то выработать условный рефлекс с использованием этого раздражителя не представляется возможным! Попробуй потом докажи собаке, что команда "Ко мне'" что нибудь означает. Вот так! В этом случае очень полезно сменить команду. Например, вместо "Ко мне'" подзывайте собаку командой "Сот!". Возьмите собаку на поводок и месяц-два отрабатывайте навык на новую команду, исключая возможность неподчинения. Причем не ждите реакции собаки, сразу после команды заставляйте ее выполнить требуемое. И к сожалению, чем старше собака, тем дольше придется работать с ней на поводке.

Собака может плохо слушаться еще и потому, что владелец вырабатывает послушание не на одну, а на несколько команд. Вот типичный пример: Владелец дает собаке команду "Сидеть!" (Он почему-то свято верит, что собака уже выдрессирована им). И ждет ответной реакции, которой нет. Владелец повторяет команду несколько раз и, наконец, на пятой команде выходит из себя. А разозлившись, он довольно интенсивно заставляет собаку подчиниться. Хозяин считает, что после такого энергичного мероприятия собака следующий раз сядет по первой команде. А собака получает вот такую информацию (и запоминает ее!): хозяин выходит из себя после пятой команды, досчитай до четырех и садись. В этом случае ваша задача заключается в изменении представления собаки о ваших особенностях и все.

Часто случается и так. Хозяин дает команду и ждет соответствующей реакции собаки 3-5-10 секунд. На 11-й секунде хозяйское терпение благополучно заканчивается и собаке приходится резво выполнить заданное. В результате этого у собаки вырабатывается типичный отставленный рефлекс - рефлекс на время хозяйского терпения. Такая возможность была тоже подтверждена в лаборатории. Например, если вливать молоко собаке в рот через 9 секунд после условного сигнала, то слюна начинает выделяться на 8-й секунде. Если отодвинуть вливание молока до 15 секунд, то через некоторое время слюна будет выделяться только на 14-й секунде. В результате выработки отставленногорефлекса животное проявляет реакцию непосредственно перед подкреплением. И в этом случае найдите в себе силы и следите за собой, доказывая собаке, что она ошибалась в оценке ваших талантов дрессировщика.

Поведение затухает еще и потому, что перестает быть целесообразным для собаки. Мы ведь используем положительное подкрепление только во время дрессировки собаки, после чего почему-то считаем, что оно ненужно. Мы забываем, что действия, которые не приносят пользы организму, становятся ему ненужными. Сами то мы не делаем бесполезных для себя вещей. И были бы крайне удивлены, если бы кто-нибудь принуждал бы нас к этому. Но почему мы требуем выполнения таких действий от собаки? Ведь многие собачьи навыки нужны только нам, а вовсе не им. А лишенные того, что мы называем подкреплением, они становятся еще более бессмысленными. И вообще, может быть, вы и без меня заметили, что наше воспитание людей, и собак построено на "наказании". Разве мы хвалим наших собак, детей и-других социалных партнеров, когда они ведут себя правильно? Но стоит им ошибиться, как тут же они получают от нас косой взгляд, окрик или оплеуху. Но дело не в оплеухе или ее эквалентах, дело в том, что мы как бы не замечаем, как бы игнорируем положительное поведение. Нашим социальным партнерам еще и поэтому трудно решить, что же нам нужно или что нам нравится. И все это послушание тоже не улучшает. Найдите, что нравится вашей собаке, и устраивая тренировочные занятия раз в неделю, используйте это в качестве положительного подкрепления. Пусть собака получает то, что ей нравится, только делая то, что нужно нам. Но и в другие дни неоставляйте правильное поведение собаки без положительного внимания. Хотя бы просто говорите ей ласковые слова и оглаживайте.

А в некоторых случаях мы на самом деле отучаем наших собак слушаться нас. Причем делаем это очень активно и с использованием отрицательного подкрепления. Например, в случае подзыва собаки по команде "Ко мне!"

Как это ни парадоксально, но когда бы ни подзывали собаку, мы, по сути дела, "наказываем" ее. А правильней сказать, используем отрицательное подкрепление по отношению к подходу собаки к нам. Вот как это происходит. Мы подзываем собаку и берем ее на поводок - ограничение свободы воспринимается coбакой как отрицательное последствие подхода. Мы подзываем собаку и уводим ее домой, а все собаки любят гулять и не хотят идти в скучную квартиру. Мы подзываем собаку и прекращаем ее веселую игру с приятелями - негативное последствие подзыва. Мы подзываем собаку и прекращаем не менее веселую погоню за кошкой - кому это понравится. Мы подзываем собаку и отнимаем у нее косточку - и от этого она не в восторге. Наконец, когда мы подзываем собаку, мы прерываем ее исследовательское поведение (ну всякое там обнюхивание, разглядывание и т.п.), кстати, очень важное для собаки. Перечисление можно продолжить, но я думаю и этого достаточно для того, чтобы понять, почему собаке не просто не хочется, ане следует подходить к нам. Поставьте себя на место собаки, и вы покраснеете за себя.

Обстановка, в которой осуществляется поведение (ситуация, внешние или посторонние раздражители), далеко не безразлична для этого поведения: Дело доходит до того, что поведение в несвойственной для него обстановке протекает замедленно, неправильно, неэффективно или вообще не происходит. А появление новых, необычных, сверхсильных раздражителей вообще сбивает собаку с толку. Появление таких раздражителей тут же вызывает ориентировочное поведение, направленное на их исследование. А для этого необходимо прервать текущее поведение, например, выполнение команд. Что собака и делает. В этом случае перечитайте главу о страхах и выработайте у собаки безразличное отношение к тому, что мешает ей жить.